Сегодня многие говорят об укреплении семейных ценностей, традиционных семей. Без уважения к материнскому труду эта задача, наверное, невозможна. Мы поговорили с Анной Мустафиной – психологом, врачом-гинекологом, членом Общественной организации «Врачи за жизнь» – о том, почему в современном обществе работа матери недооценивается, а мамы, отложившие свои карьеры и научные степени ради воспитания детей, стесняются этого, отчего слово «домохозяйка» носит негативный оттенок, и как можно исправить данную ситуацию.
Учиться на маму?
У меня почти 20 лет созревала идея создания Университета жены и матери.
Сегодня для многих высшее образование считается обязательным. Порой поступают в вуз не по зову души, а потому что так надо. Далее, окончив учебу, многие не находят точку приложения своим знаниям и навыкам и идут работать куда-нибудь. Если у нас будет вуз профессиональной подготовки – Университет жены и матери, это было бы отличной идеей: такие знания всегда пригодятся.
Я ни в коем случае не против того, чтобы девушки получали диплом в «обычных» вузах. Но практика показывает, что не все и не всегда работают по специальности. А этот вуз помогает именно стать профессиональной мамой, построить семью.
Мы недооцениваем тот спектр работы, которую мать выполняет
Внести труд матери в профессию нужно, потому что мы недооцениваем тот спектр работы, которую мать выполняет. Современное общество недооценивает ее интеллектуальных вложений в ребенка, все знают о физических трудностях ухода за младенцем, но не знают или не понимают, сколько нужно интеллектуальных и эмоциональных затрат, психологических знаний, чтобы с ребенком правильно взаимодействовать и не нанести психологических травм, не ограничить развитие ребенка, а наоборот, способствовать этому. Для этого нужен подобный вуз.
Проработка психологических проблем
Идея по созданию Университета материнства такова.
Первый курс этого университета должен быть посвящен проработке внутренних детских историй, большая психологическая личная работа. У кого-то детство было более-менее счастливое, у кого-то проблемное – с родителями-алкоголиками, может быть, с семьей, где не было папы, и воспитывала одна мама, или наоборот. Всегда есть какой-то недостаток: даже если полная семья, любящие дружные мама и папа, без вредных привычек, то все равно родители вследствие своей психологической неграмотности делают ошибки. Например, подавляют эмоции ребенка, запрещают радоваться: «Не бегай, не прыгай, не смейся», – переживать огорчение – «Не плачь», мальчикам дается установка: «Ты не мужик, раз плачешь», да и девочкам тоже говорят: «Хорош реветь, рева-корова», кому-то запрещают проявление гнева и так далее. Из-за психологического невежества возникают трудности во взрослой жизни. Весь первый курс посвящен таким моментам.
Из-за психологического невежества возникают трудности во взрослой жизни
Второй курс будет о том, как выбрать спутника жизни. Мало у нас примеров семей, достойных подражания. Много неполных семей, огромное число разводов. Есть полные семьи с мамой и папой, но их отношения далеки от совершенства. Порой глава семьи оказывается деспотичным, жестоким, подвергает семью психологическому и физическому насилию. Мама может быть деспотичной или гиперопекающей, не дающей шагу ступить. Или наоборот – холодная, эмоционально недоступная, отстраненная от ребенка. Здесь много разных вариантов, и все это сказывается на привязанности, способности человека построить семейную жизнь.
Выйти замуж, а не усыновить спутника жизни
Глубокая проработка всех этих моментов позволит человеку стать цельным. Представляете, когда человек начинает эту работу сразу после школы, когда в 17–18 лет он приступает к исправлению своего внутреннего «я», он не будет привлекать к себе ни абьюзеров, ни слабовольных людей, ни людей с зависимостью.
Это сейчас большая проблема: когда у женщины низкая самооценка, она может позволять пользоваться собой, «усыновлять» мужчин, в том числе с зависимостями, такими как алкоголизм, игромания. Нередко девушки берут в спутники жизни мужчину, как маленького котеночка, но разве котеночек может стать полноценным главой семьи и отцом?
Юноши также могут учиться в подобных заведениях, которые, конечно, по-другому будут называться. Это уже отдельная тема для разговора.
Не только девушки, но и юноши нуждаются в подобной работе, исправлении ошибок воспитания, учитывая нашу психологическую безграмотность.
Иллюзия равенства
Следующий курс – этика и психология семейной жизни. Это уже семейные роли, особенности развития, в зависимости от пола. Есть иллюзия, что мужчины и женщины равны. Но даже достаточно тело потрогать или спросить у массажиста – на ощупь женское и мужское тела разные. Настолько разные, что сравнивать нельзя.
Различия есть и в психике. У мужчин психика более ранимая, чем у женщин. Насколько тело более уязвимо у женщин, чем у мужчин, настолько психика у представителей сильной половины уязвимей.
Разница в мужском и женском поведении, способностях – это не слова, это медицинские факты.
Еще во внутриутробном возрасте, в 6 недель, формируются яички у мальчиков и яичники у девочек, эти органы начинают функционировать, выделять гормон, соответствующий полу. Зачатки у девочек и мальчиков одинаковые, но благодаря действию половых гормонов эти зачатки становятся женскими органами или мужскими. Гормоны отвечают за половую дифференциацию строения мозга. Женщины хуже ощущают границы своего тела, габариты своей машины. Им не так легко на глаз определить расстояние и размеры чего-либо. Поэтому способность ориентироваться в пространстве развита у мужчин лучше.
Есть много отличий в психике, поведении, в зависимости от пола. Например, мальчики лучше видят движущиеся предметы, а статичные – не очень. Женщины необоснованно злятся на своих мужей: мол, смотрят и не видят. Способность воспринимать цвета: у женщин шире спектр восприятия цвета, а среди мужчин редкость – способность различать оттенки. Когда жена говорит: принеси нежно-розовое полотенце, супруг может принести белое или бежевое.
Материнский инстинкт сам по себе не появится
Следующий курс – психология родительства.
Нет никакого материнского инстинкта. Он воспитывается, начиная с внутриутробного возраста, благодаря отношению матери к своему ребенку
Перинатальные психологи изучали онтогенез. Оказывается, нет никакого материнского инстинкта. Он воспитывается, начиная с внутриутробного возраста, благодаря отношению матери к своему ребенку. Есть несколько типов проживания беременности: адекватный, тревожный, отвергающий, эйфоричный, игнорирующий и амбивалентный.
То, как проживается беременность, сказывается на ребенке, на его будущем желании иметь своих детей. Имеет большое значение также уход за малышом. Находится ли мама со своим малышом в послеродовой палате или она просит забрать его. Кажется: пускай медсестра возьмет на ночь или на несколько часов днём новорождённого, отдохну за это время от него. Начинаются первые разлуки на несколько часов. Младенец внутриутробно жил с мамой с момента зачатия. Чтобы с мамой разлучаться на длительный срок – нужно время. Все родительство – это процесс постепенной сепарации (отделения) ребенка от родительской семьи. Ключевое слово здесь – «постепенное». Тогда этот процесс пройдёт безболезненно. Роды – это первый этап сепарации. Ребенок совершил «скачок» в другой мир. Он настолько отличен от внутриутробного мира, что нужно время, чтобы это событие «переварить», пережить. И не более двух часов новорождённый может оставаться один, без мамы, без последующей психологической травмы. Больше, чем на два часа, грудничка с мамой разлучать нельзя, если мы хотим сохранить его психическое здоровье.
Следующее, что влияет на онтогенез материнства (и отцовства тоже), – это чувствительность матери к потребностям малыша. Насколько у мамы развита сенсорика – способность понимать человека без слов.
Раньше такое умение чувствовать своего младенца передавались от матери дочке или сыну, и так по цепочке, но в связи с тем, что в роддомах стали сразу забирать детей, разлучать новорождённых с матерями, кормить по часам, смеси давать вместо грудного вскармливания, нарушился онтогенез родительства.
Отдельная тема – о детских садах и яслях. Отдавать ребенка в садик, в группу из 25–30 человек, под присмотром одной-двух женщин? Даже если воспитательницы – суперпрофессионалы, ответственные и заботливые, все равно полноценно ухаживать за малышами и давать им то, в чем те нуждаются, они не смогут! Детский сад – это камера хранения для детей. Передержка. Не зря протоиерей Димитрий Смирнов отрицательно высказывался о детских садах.
Женщина – товарищ, сотрудник?
Сами матери, находясь в декретном отпуске, считают себя людьми второго сорта. Это удивительно, но такой ментальный вирус поселился у нас ещё в начале ХХ века. Внушали, что домохозяйкой быть стыдно, что все женщины должны быть заняты на производстве, и только работая на фабрике, заводе, женщина – человек с большой буквы. Пересматривала старый советский фильм «Гость с Кубани», там показан образ положительной героини: она работает, она может и спеть, и сплясать, она передовик, замечательный товарищ, все у нее хорошо получается. Но не было образа матери, отца, семьянина. Неважно, насколько хорошо ты понимаешь свою жену, как супруга умеешь выслушать или посочувствовать, как детей воспитываешь. Этот факт игнорировался, фильмы показывали, как все хорошо и честно работают, на производстве знакомятся, влюбляются, создают семью, а что дальше в этом союзе происходит, – об этом умалчивается. Не показывают маму с четырьмя детьми, например. Или отец пришел с работы, его встречают дети, он с ними беседует, играет. Образа семьи не было.
Какие были плакаты – мама, папа и ребёнок, максимум двое. Такой «план» у каждого сидит в голове. Даже сами многодетные мамы как будто стесняются своего статуса, как будто какую-то асоциальную вещь сделали.
Слово «домохозяйка» – худшее слово, наверное, которое можно к женщине применить
Мне бывает обидно за мам, они голову в плечи, глаза потупят. И не только многодетные.
Со знакомой, мамой двоих детей, стоим в очереди, её кто-то спрашивает: «Ты как? Всё дома с дитём сидишь?» Она тихо оправдывается: «Да, я еще в декрете». Я не удержалась:
– Она меньше всего сидит, за день, может быть, присядет на секундочку, чтобы что-то перекусить, – она работает с детьми, воспитывает, занимается домашним хозяйством.
У нас слово «домохозяйка» – худшее слово, наверное, которое можно к женщине применить.
Труд любого работника, руководителя заслуживает уважения и восхищения, а находясь дома с ребенком, женщина отсталая домохозяйка. Видимо, такой вирус въелся и уже более 100 лет сидит в наших головах. Пора с ним что-то делать.
Мама-летчик, что ж такого? Или вернуть уважение к материнскому труду
Есть такой раздел в психологии – психология профессий. Выясняли, какая деятельность является самой трудной. Брали такие экстремальные специальности, как шахтёры, полярники, космонавты, моряки дальнего плавания. Выяснилось, что самый тяжелый труд – матери. Повышенная ответственность, шумовая нагрузка, а главное – нет ни выходных, ни отпуска, ни праздников, нет сменщицы, которая бы пришла и заменила на несколько часов. Это официальное признание труда матери самым тяжелым и важным.
Мамина работа намного ценнее труда любого научного сотрудника, геолога, вулканолога, добытчика нефти и других, потому что всех этих людей рожает и воспитывает женщина.
Самый успешный мужчина на свете, будь он президентом, космонавтом, миллиардером, доктором, не сможет родить ребёнка.
У всех гениев, первооткрывателей, полководцев были мамы, которые их родили, любили, заботились о них, из любви к детям шли на жертвы – не высыпаться ночью, есть как попало, нести круглосуточную заботу, без перерывов на обед, без отпуска. Мамина работа достойна уважения.
Когда наконец мы признаем ценность материнства, оценим должным образом его, когда это проникнет в сознание каждого человека, тогда мы сдвинем демографическую ситуацию. Тогда мы, женщины, сможем у самих себя убрать эту вирусную программу: домохозяйка – нечто неважное, неценное, и надо побыстрее выйти на работу. Когда это произойдет, мы повернемся в сторону жизни, перестанем делать аборты.
Это продолжает быть выгодным, поскольку нуждаются в женщинах на производстве, в офисах. Дома женщина – сама себе хозяйка.
И не соглашусь с тем, что материнский инстинкт сам по себе не появится. Это почему же? У абсолютного большинства женщин (95% - видела такие данные исследований) он прекрасно появляется с рождением первенца. И учимся мы материнству на практике, когда ребенок уже появился.
Далее. С одним-двумя детьми, когда они немного подрастут, вполне можно совмещать профессиональную деятельность, работать. А если призвание женщины - многодетная семья, так, опять же, это ей надо понять не в "университете материнства", а на практике, родив для начала первых двоих детей.
*Мамина работа намного ценнее труда любого научного сотрудника, геолога, вулканолога, добытчика нефти и других, потому что всех этих людей рожает и воспитывает женщина.* а теперь давайте представим что дети вырастают, и не получают профессии и не работают. Рожают новых детей, и сидят (Извините, растят и воспитывают) дома.